В Болгарию приехали россияне под видом украинских беженцев. И вот что из этого вышло. pic.twitter.com/oFGxruah1O
— Абдалла♥️🇺🇦за Свободу Украины (@turkmendagz) April 21, 2022
Санкт-Петербург («Ленинград», «Северная Пальмира», «Питер», «Поребрик-Сити», «Дефолт Сити -2», «Петроград») – город на Неве, традиционно считающийся культурной столицей России. Город, до 1918 г. являющийся столицей Российского государства, ныне является населенным пунктом федерального значения — крупным транспортным узлом и важным научным и экономическим центром.
В Болгарию приехали россияне под видом украинских беженцев. И вот что из этого вышло. pic.twitter.com/oFGxruah1O
— Абдалла♥️🇺🇦за Свободу Украины (@turkmendagz) April 21, 2022
В 2014 году США и ЕС выбрали умеренные санкции: ввели запрет на торговлю с аннексированным Крымом. Они наказали российские органы и олигархов, сыгравших непосредственную роль в аннексии Крыма или в дестабилизации ситуации в восточной Украине. Учреждениям и предпринимателям из США и ЕС было запрещено заключать сделки с некоторыми российскими компаниями. Например, Европейский инвестиционный банк не мог кредитовать российские государственные энергетические компании. Вот и все.
Нынешние санкции, введенные западным миром, несомненно, окажут разрушительное воздействие на российскую экономику, пишет Гражина Щлешинская на портале obserwatorfinansowy.pl. По мнению Institute of International Finance, санкции, в том числе закрытие доступа правительства и банков к мировым финансовым рынкам и ограничение экспорта технологий, вызовут в России беспрецедентную рецессию.
Однако Россия не является изолированным рынком. В результате экономического спада потребительские настроения во всем мире ухудшатся. Это должно означать глобальные последствия: замедление экономического роста в Европе, США и на большинстве развивающихся рынков. До сих пор страны, которые столкнулись с подобными санкциями – Северная Корея, Сирия, Иран – были периферийными для мировых рынков по сравнению с Россией.
Евросоюз закрыл России доступ к рынкам капитала и финансов. Данные Банка международных расчетов показывают, что европейским кредиторам принадлежит львиная доля 120-миллиардного кредитирования банков в России. Речь идет о закрытии России доступа к финансированию ее государственного долга.
Западные лидеры также заморозили активы российского Центробанка, перекрыв ему доступ к валютным резервам на сумму 630 млрд долларов, что эквивалентно 38 проц. ВВП России в 2021 году. Это сделает невозможным использование Россией накопленных резервов для нивелирования санкций.
По данным еженедельника «The Economist», Россия имела 16 проц. резервов в долларах, 32 проц. в евро, 22 проц. в золоте и 13 проц. в юанях. Большинство ее инструментов, независимо от валюты, в которой они деноминированы, хранятся на счетах в финансовых учреждениях или в юрисдикциях, которые присоединятся западным санкциям.
При отсутствии немедленного доступа к резервам, Банку России будет сложно проводить интервенции на валютном рынке, чтобы защитить стремительно падающий рубль. Он также не сможет предлагать валютную ликвидность банкам, находящимся под санкциями. Из-за заморозки активов Банк России не сможет выступать посредником в сделках с иностранными контрагентами, что было бы одним из способов обхода санкций против банков.
Однако это палка о двух концах, поскольку российские банки настолько интегрированы в мировую финансовую систему, а крупные предприятия настолько переплетены с мировой экономикой, что санкции наверняка будут ощущаться далеко за пределами России.
Санкции охватили практически всю банковскую систему России. Под прицелом оказались семь банков: Открытие, Новиком, Банк Россия, Совком, ВЭБ, ВТБ и Промсвязьбанк. Последний имеет решающее значение для российского военного сектора, так как обслуживает почти 70 проц. общего объема российских военных контрактов. Однако в списке нет крупнейших российских кредиторов Сбербанка и Газпромбанка, через которые проводятся расчеты за энергоносители.
После многих перепетий Запад отключил Россию от SWIFT – глобальной информационной системы трансграничных платежей – которую ежедневно используют более 11000 финансовых учреждений в более чем 200 странах для перевода средств на триллионы долларов.
По данным ежедневника «Financial Times», Россия со своим 291 членом SWIFT занимает шестое место по объемам платежей, отправляемых через систему, что оценивается в эквиваленте на 800 млрд долларов. Для сравнения: ВВП России в 2020 году составил 1,5 триллиона долларов.
Отключение от SWIFT не позволит российским экспортерам работать на международном уровне. Однако это рикошетом ударит по западным кредиторам России, а в долгосрочной перспективе может привести к утрате значения SWIFT как ключевого канала связи для мировой торговли, поскольку Россия и Китай ускорят переход на альтернативные платформы.
Европейский Союз обязался принять меры по ослаблению технологической позиции России в ключевых сферах – от высокотехнологичных компонентов до новейшего программного обеспечения.
То же самое сделала Америка. Департамент торговли США заявил, что ввел экспортный контроль, который серьезно ограничит доступ России к полупроводникам, компьютерам, телекоммуникациям, лазерам и датчикам, необходимым для поддержания ее военного потенциала. США пытаются помешать России импортировать эти технологии из любой точки мира, если они содержат компоненты, разработанные американцами.
Фот. Stock
Санкции уже нанесли серьезный экономический ущерб России. Благодаря нефтяным доходам Россия имеет профицит на счете текущих оборотов, а это значит, что она продает за границу больше, чем покупает. Но паника и бегство капитала без доступа к валютным резервам центрального банка грозит обрушением валюты.
Сразу после агрессии против Украины два основных московских фондовых индекса упали более чем на 20 проц., из-за чего власти превентивно закрыли Московскую биржу. Иностранные инвесторы не имеют возможности продавать российские акции и облигации, стоящие десятки миллиардов долларов.
Россия блокирует выплату процентов иностранным инвесторам, владеющим государственными облигациями, а также запрещает российским компаниям платить иностранным акционерам. Банк России более чем в два раза повысил ключевую ставку, пытаясь остановить падение рубля, который после санкций упал на 30 проц. в отношении доллара.
Проблема с санкциями заключаются в том, что они никогда не заканчиваются в месте, куда они нацелены, скорее вызывая эффект домино. Отсюда такие серьезные колебания западных лидеров по поводу отключения России от SWIFT, а теперь и по поводу расторжения газовых и нефтяных контрактов.
Хотя «Газпром», его нефтяное подразделение «Газпромнефть» и производители нефти «Лукойл», «Роснефть» и «Сургутнефтегаз» сталкиваются с различного рода ограничениями, нефть и газ продолжают поставляться: европейские политики не хотят наносить радикальный удар по российскому энергетическому сектору: отчасти из-за страха роста цен на энергоносители и отчасти из-за отсутствия альтернативных источников поставок.
Это важно, потому что в сфере импорта газа Европа зависит от России примерно на 40 проц. и на около 30 проц. от импорта нефти. Сама Россия не перекроет Европе энергоносители, потому что более 65 проц. ее бюджета формируется за счет экспорта нефти и газа, две трети которого идут в Европу.
Консалтинговая компания Capital Economics крайне осторожно прогнозирует, что санкции могут сократить ВВП России в этом году на 15 проц. Тем временем американские банки JP Morgan и Morgan Stanley смело прогнозируют дефолт России в середине апреля.
Хотя российское вторжение в Украину удивило украинцев, приятно удивляет то, насколько быстро украинская экономика адаптировалась к условиям войны, пишет Михал Козак, корреспондент «Финансового наблюдателя» в Украине.
В первый же день войны центральный банк Украины объявил о введении новых правил работы финансовой системы, в том числе чтобы отделения банка работали в обычном режиме, безналичный расчет осуществлялся без ограничений и т.д.
Хотя ряд ограничений таки был введен. Приостановлено функционирование валютного рынка, за исключением продажи валюты клиентами, зафиксирован официальный курс гривны на 24 февраля, запрещено снимать наличную иностранную валюту со счетов в банках и т.д.
Крупнейший украинский банк ПриватБанк объявил, что в связи с войной с 1 марта на три месяца вводит де-факто мораторий на погашение долгов, возникших у его клиентов при оплате покупок кредитными картами. Процентная ставка составит 0,00001 проц.
Австрийский Raiffeisen Bank отнесся к своим клиентам иначе. Хоть он и ввел мораторий на погашение задолженности по кредитным картам, который должен продлиться до конца марта, но в то же время решил заблокировать своим клиентам возможность платить такими картами.
Еще с 24 февраля Торгово-промышленная палата Украины (ТПП) сообщила о готовности выдать украинским предпринимателям справки, подтверждающие их неспособность выполнить взятые на себя договорные обязательства из-за форс-мажорных обстоятельств.
Хорошо держится и энергетический сектор. Это, в частности, результат того, что накануне начала Россией боевых действий, Украина в тестовом режиме отключила свою энергосистему от Беларуси и России, перейдя в автономный режим.
К работе в условиях боевых действий пришлось приспосабливаться работающим в Украине торговым сетям. Одна из самых крупных – АТБ – ввела правило, согласно которому магазины прекращают работу за час до прекращения работы местного общественного транспорта. Однако самой большой проблемой является логистика.
«Работа над логистикой и доставкой товаров ведется в усиленном режиме. Доставка продукции корректируется исходя из закрытых трасс и мест вторжения российских войск. Компания постоянно контролирует и отслеживает этот процесс», – сообщил представитель торговой сети.
Рейтинговое агентство Fitch вслед за Россией понизило кредитный рейтинг Беларуси до ССС — ниже «мусорного». А еще аналитики зафиксировали «реальную возможность дефолта». Спросили старшего экономического сотрудника BEROC (Киев) Дмитрия Крука, ждать ли дефолта в России и Беларуси и как его наступление отразится на людях.
Основное предназначение кредитного рейтинга в том, чтобы оценивать риски исполнения заемщиком, то есть страной, своих обязательств. Чем выше рейтинг, тем ниже риски неисполнения обязательств и наоборот.
Аналитики финансовых организаций снизили кредитный рейтинг России до уровня ССС. Иными словами, риски того, что страна не сможет (или не захочет) отдавать свои долги чрезвычайно высоки. Такой рейтинг в народе называют преддефолтным.
— Это связано с решением о блокировке резервов на счетах банков западных стран. Из-за чего Россия теряет возможность управления своей подушкой безопасности, которая была одним из ключевых слагаемых ее устойчивости, — говорит Дмитрий Крук.
Усилили риски и санкции в отношении банковского сектора страны, включая отключение части банков от SWIFT. Это блокирует возможность расчетов не только для самих финансовых организаций, но и создает масштабный шок для всей экономики России, продолжает экономист.
— В сумме эти три фактора кардинально ухудшают возможности России исполнять обязательства по своим долгам.
Но дело не только в возможностях, а еще и в желании. Сейчас стал актуальным вопрос, будет ли Москва в принципе пытаться выплачивать свои внешние долги. Во-первых, Кремль уже заявил, что намерен делать это не в валюте, в которой выдавались кредиты, а в российских рублях. Это будет нарушением долговых обязательств. Во-вторых, Минфин России заявил, что возможность платить по внешним долгам будет зависеть «от введенных иностранными государствами ограничительных мер».
— Вероятность неисполнения Россией своих обязательство очень высока — сам факт отказа классифицируется как технический дефолт, — подчеркивает эксперт.
Особенность позиции Беларуси в отчетах рейтинговых агентств в том, что в них обычно учитывалась возможность страны получать финансовую поддержку от России. Без этого рейтинг страны и до войны в Украине был бы заметно ниже.
— Сейчас возможность Москвы оказывать финансовую поддержку Минску крайне мала. Тут может прозвучать контраргумент о том, что те деньги, которые нужны Беларуси, не такие большие по российским меркам. Но в таких ситуациях [в которой оказалась Россия] каждый доллар на счету. Поэтому сама по себе способность Москвы оказывать поддержку крайне сомнительна. Но еще более сомнительно желание — там своих забот выше крыши, — продолжает Крук.
Сейчас Беларусь находится в чуть лучшем положении, чем Россия: ЗВР не заблокированы на зарубежных счетах, а масштаб санкций против Минска чуть меньше, чем в случае России.
В марте и апреле Беларуси предстоит выплатить проценты и основную часть по госдолгу примерно на 350 млн долларов. Большая часть выплат пойдет в адрес России и Евразийского фонда стабилизации и развития. Дмитрий Крук подчеркивает, что в ближайшие месяцы такие выплаты для нашей страны будут подъемными. А вот в более длительной перспективе объявление технического дефолта экономист видит вероятным.
— С одной стороны, нельзя сказать, что эти 350 млн — это критическая сумма для резервов. Но с учетом всей ситуации уже завтра они могут стать таковыми. Власти надеются, что нас пронесет, как раньше, что надо выдержать первичную волну финансовой паники и неопределенности — а потом удастся найти какое-то решение. Поэтому я склоняюсь к мысли, что эту сумму они постараются выплатить. Поэтому из того, что рейтинг Беларуси снизился до преддефолтного уровня, в коротком промежутке не следует неизбежность дефолта. Но если заглядывать чуть дальше, то вероятность этого велика.
Выплаты по госдолгу могут стать проблемой уже в этом году, считает экономист.
Результатом причастности белорусских властей к военной агрессии России против Украины и связанных с этим последствий станет снижение доходов белорусов и потеря работы для части занятых в экономике.
— Госдолг — это не самое главное сейчас. Даже если допустить, что будет объявлен технический дефолт, то это будет иметь не настолько разрушительные последствия по сравнению с тем, что происходит прямо сейчас: санкции, масштабный экспортный шок, нежелание контрагентов работать с белорусским бизнесом. Все это гораздо более серьезные и важные проблемы, нежели дефолт, — говорит Дмитрий Крук.
На фоне предстоящего масштабного сжатия экспорта, считает экономист, его снижение в 2009−2010 годах «покажется легкими прогулками». Последствия этого будут ощутимыми если не через несколько недель, то через месяцы.
— Частные компании, которые не смогут производить и поставлять на внешний рынок свою продукцию, будут вынуждены сокращать или ограничивать занятость. Государственные, даже если формально увольнять людей какое-то время не будут, будут снижать зарплаты или даже задерживать их, — считает эксперт.
Сложности бизнеса будут отражаться и на ценах на внутреннем рынке. В итоге на фоне снижения доходов и обострения ситуации на рынке труда белорусы столкнутся со скачком цен.
— Пока мы находимся только в начале пути. Власти будут пытаться сдерживать цены административным путем, но это может лишь чуть-чуть притормозить раскручивание ценового шока. А оборотной стороной такого решения станет резкое сокращение потребительского выбора — ряд товаров, которые попадут под ценовое регулирование, могут стать недоступны. Допускаю, что где-то будет доходить до дефицита. То есть не будет идти речи о том, чтобы, как раньше, выбирать товар из условных двадцати наименований. Выбор ограничится одним-двумя альтернативами, в основном белорусского производства.
Проблемы с экспортом и внутренние сложности скажутся и на курсе белорусского рубля по отношению к более стабильным иностранным валютам.
— Скачок, который сейчас произошел, был связан с тем, что мы последовали за российским рублем. А все проблемы с экспортом, о которых сказано выше, пока еще не повлияли [на курсы]. Это еще впереди.
Об этом сообщила главная экономист Всемирного банка Кармен Рейнхарт. Вполне вероятно, что Россию ждет дефолт по внешним облигациям на сумму 40 миллиардов долларов.
Важно Россия напала на Украину: хронология основных событий 2 недели войны
И Россия, и Беларусь находятся на грани дефолта. Они еще не оцениваются агентствами как таковые по умолчанию, но очень близки,
– сказала Рейнхарт.
Около половины суверенных облигаций России в жесткой валюте принадлежат иностранным инвесторам. Первое крупное погашение России ждет 16 марта – 107 миллионов долларов. Если выплата не произойдет в течение 30 дней, то уже 15 апреля наступит дефолт.
В целом у российских корпораций есть непогашенные международные облигации на сумму чуть менее 100 миллиардов долларов. И резервы Центробанка в размере 630 миллиардов долларов не спасут, потому что они заморожены санкциями.
Рейтинговые агентства резко снижают кредитный рейтинг России, что свидетельствует о высокой вероятности дефолта.
В агентстве добавили, что, несмотря на войну, у Украины таких проблем не будет. Даже если мы пропустим выплату по госдолгу, но оплатим все в течение льготного периода, то кредитному рейтингу это не повредит, учитывая войну.
Оперативная информация спасает жизнь. Читайте наш телеграм, там мы сейчас самые быстрые. Круглосуточно!